Дополнительные технические средства для лингафонных классов

Публикуемый материал, в первую очередь рассчитан на то, чтобы любой читатель понимали, какие основные нюансы непосредственно могут влиять на правильное и эффективное оснащение, а также использование лингафонной аудитории. И являясь покупателем, смогли всё предварительно обдумать, а потом представить поставщику решений (компания, по инсталляции лингафонных комплексов) четкое задание, где будет ясно указано, что в итоге необходимо получить.

Мебель и планировочное решение

Применённая в классе мебель должна быть специальной, оптимизированной для удобной работы и иметь запоминающуюся внешность, чтобы сразу создавать у учащихся некоторую приподнятость настроения и гордость за то, что «у нас такое есть». Она не должна быть тесной, иметь достаточную глубину столешницы.

Так, если на местах учащихся и преподавателя используются компьютеры (расстояние от края столешницы до экрана монитора должно быть таким, чтобы высота экрана была видна под углом не более 26…30 градусов, например, если ваши мониторы имеют размер экрана по вертикали 30 см, то глаза учащегося или преподавателя должны располагаться на расстоянии 56…65 сантиметров). Ширина рабочей зоны места учащегося должна быть не менее 65 см, если компьютера нет, и 80 см, если имеется ПК с монитором, клавиатурой и мышью. Однако для случая с ПК лучше закладывать даже большую ширину стола учащегося, чтобы он мог видеть преподавателями сбоку от монитора, а не поверх него.

Кабели и блоки должны быть спрятаны в тумбочки, шкафчики, лотки внутри мебели, врезаться в проёмы на столешнице.

Полукабины студентов не служат для полного гашения постороннего внешнего звука (с ним борются использованием в кабинете высококачественной микрофонно-телефонной гарнитуры, амбушюры наушников которой как раз и не пропускают этот звук). Боковые щёки полукабин и переднее остекление создают учащемуся собственную учебную зону – он видит преподавателя, маркерную или интерактивную доску и не видит соседних обучаемых. Затруднены подсказки или отвлекающие разговоры между обучаемыми. Щёки должны заканчиваться выше уровня глаз сидящего человека. Можно принимать в качестве оптимальной высоту щёк в 1250 мм.

Правильное размещение оборудования и функциональной мебели в лингафонном классе способствует более эффективному восприятию учебного материала и заинтересованности

Если на местах учащихся стоят компьютерные мониторы, переднее остекление обычно не делают, а ограничиваются отбортовкой высотой 50…100 мм, чтобы монитор случайно не столкнули со столешницы. Что до боковых щёк, то они нужны и в этом случае, хотя могут быть и пониже – как минимум вровень с передней отбортовкой.

Стандартное расположение мест учащихся ровными рядами является самым плотным, но и самым «неинтересным». Даже если используется такой вариант планировки расстояние между рядами должно приниматься достаточно большим, чтобы учащийся мог выйти из ряда, пройдя за спиной у остальных, не поднимая их. Кроме того, к любому учащемуся, при необходимости, спереди или сзади сможет подойти и преподаватель. Рекомендуем применять расстояние между рядами равным 80…90 см.

Значительно более интересным и удобным, чем рядное, является расположение полукабин или столов учащихся по большой дуге, в фокусе которой находится стол преподавателя, или в виде двух дуговых рядов друг за другом с широким проходом между ними. А для компьютерных классов - в виде нескольких фигурных (круглых, многогранных) столов на 4…6 учащихся каждый. Согласно санитарных норм в классах с компьютерами и плоскими мониторами на одно место с ПК должно приходиться 4,5 мобщей площади помещения, так что места для индивидуального планировочного решения кабинета должно хватить.

Коллективные средства предъявления информации

Для средних и не языковых высших учебных заведений целесообразно выполнить кабинет более универсальным за счёт наличие в нём коллективных средств предъявление информации, чтобы часть занятий могла проходить в виде «лекций» преподавателя, работы у доски преподавателя и (или) учащегося, совместного просмотра иностранных кинофильмов на языке оригинала, в том числе с субтитрами.

К таким средствам относятся маркерная доска, мультимедийный видеопроектор с разворачивающимся отражательным экраном и какая-то например, усилитель с колонками или пара активных колонок. Более целесообразно использовать не просто проектор с экраном, а проектор с интерактивной доской или большую интерактивную ТВ панель, которые обеспечивают и показы, и проведение увлекательных и насыщенных занятий с работой у интерактивного оборудования.

Проектирование или создание (оснащение) аудитории для изучения иностранных языков, сегодня не мыслимо без современных систем отображения графической информации

Особо целесообразно, чтобы интерактивная доска или дисплей и их программное обеспечение имели технологию мультитач, позволяли пользоваться хоть маркером, хоть рукой и одновременно работать за доской преподавателю и учащемуся или двум учащимся. Программы высококачественных досок/дисплеев позволяют распознавать и рукописный текст, в том числе на русском и на украинском языке. Более простым по возможностям и более дешёвым вариантом является использование интерактивного проектора и маркерной доски-экрана с антибликовым покрытием или обычного экрана.

В кабинетах, обеспечивающих коллективные показы, нужно иметь аппаратный или программный аудио, видео плеер, позволяющий воспроизводить фильмы с несколькими языками звукового сопровождения, субтитрами, закладками с текстом, выводом на экран списка и т.д.

Студия для подготовки учебных материалов

Чтобы учебное заведение могло самостоятельно готовить различные аудиовизуальные материалы для занятий, целесообразно дополнить оборудование одного из уже имеющихся лингафонных кабинетов студийной составляющей. Как минимум, это может быть видеокамера и монтажная программа, установленная на компьютере преподавателя. Вы сможете снимать с учащимися какие-то учебные сценки-ситуации, разыгрывать короткие спектакли, записывать ход уроков. Для улучшения качества создаваемых материалов полезно, также иметь выносной микрофон или радиомикрофон к камере, штатив для камеры и хоты бы пару осветителей на упрощённых штативах.

Очень удобно, чтобы студия базировалась на кабинете, оснащённом не только местами преподавателя и учащихся, но и имеющем коллективные средства предъявления информации, просторную планировку и большую свободную зону в передней части аудитории.

Дистанционное обучение

Новым направлением в развитии лингафонных кабинетов является придание им возможности дистанционного обучения через интернет с созданием виртуальных классов. Здесь нужно понимать, что это не консультирование через Skype, а настоящее проведение дистанционных занятий с использованием специальных программ, например, e-Works или виртуального класса WebSoft, правильное оснащение кабинета (в частности нужна Web- или USB-камера для показа преподавателя, микрофон с оголовком или петличный микрофон и интерактивный планшет для преподавателя, отдельный компьютер-сервер) и разработка методики такого обучения.

Как правило, такие занятия проводят преподаватель и администратор системы (у последнего должно быть отдельное рабочее место с собственным ПК). Первый занимается самим обучением, а второй настройкой связи, помощью удалённым абонентом, рассылкой записи занятий, приглашений на занятия и другое.

Организация дистанционного обучения в лингафонных кабинетах дает возможность обучать студентов далеко от основного места преподавания с полноценным обменом учебной информации

При таком обучении преподаватель может демонстрировать учащимся различные аудио- и видеоматериалы, излагать информацию с помощью интерактивного планшета, управлять просмотром обучаемыми сайтов всемирной сети, устраивать совместное обсуждение со всеми или частью учащихся, при котором последние могут высказывать своё мнение посредством набора специальных символов, чатом или речевым образом, пересылать обучаемым задания и собирать от них результаты выполнения этих заданий, устраивать оперативный опрос с выбором правильных ответов из числа предложенных. Учащиеся могут сами излагать для всех какой-то материал, в том числе и с показом видео, если у них есть Web-камера, дистанционно управлять часть функций класса и прочее.

Кабинеты с функцией дистанционного обучения зачастую дополнительно оснащаются местами учащихся, так что в них можно вести и занятия на месте, и дистанционно, тем более, что при этом удалённым обучаемым можно показать и какую-то совместную работу преподавателя с учащимся, например, за интерактивной доской.